Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы.
Вопросы для подготовки к зачету.
Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы.
Законодательство о правоохранительных органах.
Понятие, признаки и принципы правосудия.
Характеристика отдельных признаков правосудия.
Понятие и отличительные черты судебной власти.
Суд и судебная система.
Характеристика судов основного звена судов общей юрисдикции.
Организация работы в районных (городских) судах.
Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена.
Военные суды в судебной системе РФ.
Подсудность и организация военных судов.
Общая характеристика и полномочия Верховного Суда РФ.
Состав и структура Верховного Суда РФ.
Общая характеристика арбитражных судов РФ.
Конституционный суд РФ.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Общая характеристика института мировых судей.
Судейский корпус и статус судей.
Порядок формирования судейского корпуса. Гарантии независимости судей.
Квалификационные коллегии и аттестации судей.
Министерство юстиции РФ.
Судебный департамент.
Органы прокуратуры.
Прокурорский надзор и другие функции органов прокуратуры.
Общие положения организации выявления и расследования преступлений.
Органы безопасности.
Министерство внутренних дел.
Таможенные органы.
Адвокатура.
Нотариат.
Ответы.
В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к ним. Большинство авторов определяют понятие «правоохранительные органы», через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход вполне обоснован. Органы, осуществляют правоохранительную деятельность, и если эта деятельность является у них основной, могут определяться как правоохранительные.
Основные черты правоохранительной деятельности:
Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях — исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы.
Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными обязанностями и правами. Лица, осуществляющие ПД, как правило, должны иметь юр.образование. =»
Правоохранительная деятельность-это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права, специально уполномоченными органами путем применения юр.мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.
В юр. Литературе выделяют следующие виды ПД:
-Осуществление правосудия;
-Прокурорский надзор;
-Расследование преступлений;
-Оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение гос. безопасности;
-Исполнение судебных решений;
-Охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений;
-Оказание квалифицированной юр.помощи;
-Конституционный контроль.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение: «Правоохранительные органы»-это наделенные властными полномочиями, органы государства, общественные объединения (адвокатура), хозяйствующие субъекты (ЧОП), которые в исполнении конституционных, законодательных и иных правовых норм, в пределах своей компетенции, присущих им правовых форм и методов работы, осуществляют ПД.
В учебной и научной литературе нет единства мнений относительно круга или системы ПО.
Большинство же авторов учебников и учебных пособий к ПО относят следующие гос.органы:
-суд;
-прокуратура;
-ОВД;
-Органы гос.безопасности;
-Таможенные органы;
-Органы предварительного расследования;
-Органы юстиций.
Спорным является отнесение нотариата, адвокатуры к ПО.
Объединяет все ПО то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр.лиц и гос-ва в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами(способами) их решения, компетенцией.
Законодательство о правоохранительных органах.
Источники регламентирующие деятельность правоохранительных органов
:1) Всеобщая декларация прав человека
2) Конституция РФ
3) ФКЗ (Федеральные конституционные законы)
4) Закон о мировых судьях (в каждом субъекте)
5) ФЗ
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.
1.Общего характера (определение сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов. (Конституция РФ)
2.О судебной власти, правосудии и судах; Конституционный контроль и правосудие. (Закон о судоустройстве)
3.Об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции; (Положение о Министерстве юстиции РФ и Основы законодательства РФ о нотариате)
4.О прокурорском надзоре и органах прокуратуры; (Закон о прокуратуре)
5.Об организации выявления и расследования преступлений; (Закон о прокуратуре, о милиции, федеральных органах налоговой полиции, оперативно розыскной деятельности)
6.О юридической помощи и ее организации. (Положение об адвокатуре РФ)
studfiles.net
Правоохранительные органы Российской Федерации
Вы, наверное, смотрели много детективных фильмов, представляли себя на месте тех, кто защищает людей от преступников и хотели стать настоящими героями. На прошлых уроках мы с вами уже говорили о том, что на страже законности и правопорядка в государстве стоят специальные чиновники, которых и принято называть правоохранителями. В их обязанности входит занятие правоохранительной деятельностью.
Правоохранительная деятельность – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый с помощью применения различных правовых норм и с целью охраны правопорядка в государстве.
Следить за охраной и осуществлением правопорядка в стране призваны специальные государственные органы, которые принято называть правоохранительными.
Правоохранительные органы – это уполномоченные государством структуры, осуществляющие контроль над соблюдением законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и борьбу с преступностью.
Но правоохранительные органы бывают разные. Сегодня мы поговорим о том, чем бы вы занимались, если бы попали на службу в какой-нибудь из них.
Как вы уже могли понять, главной задачей этих органов является охрана права, поэтому они и называются правоохранительными.
Правоохранительные органы играют важную роль в жизни общества и государства. Необходимость в них возникла с появлением первых законов. Самые ранние сведения о существовании таких подразделений относятся к государствам Древнего мира.
Например, в Древнем Египте были специальные чиновники, которые занимались вопросами безопасности на воде и борьбой с пиратством, а также исполняли функции таможни.
Кроме этого, существовала специальная служба, которая занималась охраной захоронений фараонов, и возглавлял её «Главный комендант полиции города мёртвых» – так бы эта должность называлась сегодня. Египтянам под страхом сурового наказания было приказано содействовать таким службам в исполнении их обязанностей.
В Древней Индии правоохранительные функции возлагались на чиновников, которые обязаны были следить за чистотой городских улиц, водопровода, а также нести караульную службу в городе.
Начало формирования правоохранительных органов у нас в стране принято связывать с реформами Петра Первого. Реформы заложили основы формирования правоохранительных ведомств и служб.
Был сформирован центральный верховный орган государственной власти, так называемый Правительствующий сенат, который должен был осуществлять общий контроль над судебными, административными и уголовными делами.
Заседание Сената при Петре I
Сенат состоял из коллегий, которые были ответственными, среди прочего, и за правоохранительную деятельность. Например «Камер-коллегия» занималась контролем доходов граждан, а именно контролем уплаты в государственную казну положенных налогов и сборов. «Юстиц-коллегия» осуществляла контроль над судопроизводством на местах, а «Ревизион-коллегия» – над чиновниками и государственными ведомствами, для того чтобы они соблюдали закон.
В современной России к правоохранительным органам принято относить различные министерства, федеральные службы, комитеты и иные правоохранительные органы, которые стоят на страже законности и правопорядка.
Вот они:
· Министерство юстиции;
· Министерство внутренних дел;
· Полиция;
· Федеральная служба безопасности;
· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
· Федеральная таможенная служба;
· Федеральная служба исполнения наказаний;
· Федеральная служба судебных приставов;
· Прокуратура Российской Федерации;
· Следственный комитет Российской Федерации.
Сегодня мы более подробно познакомимся с некоторыми из них.
Министерство юстиции отвечает за разработку государственной политики в правоохранительной сфере, то есть новых законов и иных правовых актов. Кроме этого, Министерство юстиции координирует деятельность иных правоохранительных ведомств. Подведомственными органами Министерства юстиции являются Федеральная служба исполнения наказаний, которая осуществляет контроль за исполнением судебных приговоров, связанных с уголовными преступлениями и местами отбытия наказаний и Федеральная служба судебных приставов, в функции которой входит оказание помощи судам в обеспечении исполнения приговоров по гражданским делам. Например взыскание штрафов с граждан, которые, несмотря на постановления суда, отказываются их платить.
Министерство внутренних дел осуществляет непосредственный контроль за реализацией государственной политики в правоохранительной сфере. Основным действующим органом министерства является полиция. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О полиции», полиция нужна для защиты прав, жизни и здоровья граждан, для борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
А. М. Девиер
(1682–1745 гг.)
Вам, вероятно, будет интересно знать, что впервые полиция появилась в нашей стране также при Петре Первом. 7 июня 1718 года Пётр Первый учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию во главе с генерал-полицмейстером Антоном Мануиловичем Девиером.
План Санкт-Петербурга И. Хоманна 1716–1717 гг.
Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. В то время полиция следила не только за порядком, но и выполняла хозяйственные функции, занималась благоустройством: мощением улиц, осушением болотистых мест и уборкой улиц.
Но информацию об этом вы можете самостоятельно найти информацию в интернете или библиотеке. А сейчас мы продолжим наше знакомство правоохранительными органами Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности призвана обеспечивать безопасность граждан и противодействовать совершению террористических актов, бороться с незаконными вооружёнными формированиями, расследовать особо тяжкие преступления и обеспечивать информационную безопасность нашей страны.
С 2002 года в России действует Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Она противодействует незаконному обороту на территории нашей страны наркотических и психотропных средств, или попросту наркотиков, а также занимается расследованием различного рода преступлений в данной сфере.
Правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы, борются с административными правонарушениями и иными преступлениями, связанными с пересечением границы Российской Федерации. Например, таможенники противодействуют незаконной трудовой миграции, препятствуют вывозу культурных ценностей за границу, осуществляют общий контроль за перемещением через границу нашей страны граждан и различных грузов.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, которые от имени государства контролируют соблюдение и исполнение законов и координируют правоохранительные органы в их борьбе с преступностью. Органы прокуратуры вправе возбуждать уголовные дела, поддерживать обвинения в суде и представлять государственные интересы на судебном процессе.
Следственный комитет Российской Федерации. Является самым молодым правоохранительным органом нашей страны, который начал свою деятельность в 2011 году. Комитет ответственен за проведение следствия по уголовным делам, проверок о предполагаемых совершенных преступлениях и осуществление контроля над деятельностью следственных органов.
Как вы уже поняли, задачами всех государственных правоохранительных органов являются:
· борьба с преступностью и различного рода правонарушениями;
· защита правопорядка;
· пресечение противоправной деятельности незаконопослушных граждан.
На самом деле, список правоохранительных органов не исчерпывается только названными нами структурами. К ним можно также отнести суды, адвокатуру, нотариат, частных сыщиков и многие другие структуры.
А пока что поговорим об остальных звеньях правоохранительной системы. Например, адвокат может выступить в вашу защиту в суде, защитить ваши права как подсудимого и в идеале помочь выиграть судебный процесс. В свою очередь нотариусы помогают гражданам правильно и в соответствии с законом оформить завещание или получить наследство, удостоверить подлинность тех или иных юридических документов.
Законодательство Российской Федерации в правоохранительной сфере предусматривает и такую возможность для граждан, как получение лицензии, то есть специального разрешения на осуществление частной сыскной и охранной деятельности.
Конечно, не каждому частному детективу суждено стать таким знаменитым, как Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро или мисс Марпл, но, тем не менее, такие специалисты могут помочь гражданам в решении проблем, связанных с защитой их жизни и здоровья, обеспечением порядка, поиском пропавших без вести родственников и так далее.
В конце нашего урока давайте ответим с вами на несколько вопросов.
1. Что такое правоохранительная деятельность?
2. Что такое правоохранительные органы?
3. С какими правоохранительными органами мы сегодня познакомились?
videouroki.net
Правоохранительные органы Википедия
Правоохранительные органы — обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
Содержание
- 1 Понятие правоохранения
- 2 Функции правоохранительных органов
- 3 Виды правоохранительных органов
- 4 Правоохранительные органы в России
- 4.1 Общественное мнение
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Понятие правоохранения[ | ]
Основная статья: Правоохранительная деятельностьПравоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Функции правоохранительных органов[ | ]
Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:
- Конституционный контроль
- Прокурорский надзор
- Расследование правонарушений
- Обеспечение безопасности
- Исполнение судебных решений
- Оперативно-розыскная деятельность
- Охрана общественного порядка
- Оказание юридической помощи
- Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений
Виды правоохранительных органов[ | ]
- Органы выявления и расследования преступлений
- Органы юридической помощи
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности
- Органы судебной власти
Правоохранительные органы в России[ | ]
В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба[1]:
- Прокуратура Российской Федерации
ru-wiki.ru
Негосударственные правоохранительные органы: виды, функции, общая характеристика
Как известно, все обязанности, связанные с защитой прав и законных интересов граждан, а также надзором за соблюдением норм законодательства, предписанных в действующих нормативных актах, возлагается на правоохранительные органы. Российская структура органов власти предусматривает два вида правоохранительных органов: негосударственные и государственные. К числу государственных относятся все представители силовых структур. Обеспечение их производится за счет государственных денежных средств. Кто является негосударственными правоохранительными органами? Какие особенности им свойственны и какими полномочиями обладают представители таковых структур? Рассмотрим все это далее.
Общая характеристика
Рассматривая государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции, можно заметить одно существенное различие между ними, которое заключается в источниках финансирования. Как упоминалось выше, органы, занимающиеся охраной правопорядка, которые относятся к группе государственных, финансируются за счет бюджетных средств. Что касается негосударственных структур, то своим обеспечением они занимаются самостоятельно. В некоторых случаях для такой цели создается специализированный фонд, откуда и черпаются материальные ресурсы.
Следует отметить, что в своей работе круги государственных и негосударственных правоохранительных органов тесно взаимосвязаны. Практика показывает, что на деле они ведут деятельность, оказывая содействие друг другу. В некоторых случаях государственные органы даже могут делегировать свои полномочия негосударственным структурам. Ярким примером такового может стать процесс передачи правоохранительными органами своих непосредственных функций частному детективному агентству или, например, охранной организации.
В некоторых случаях функции государственных и негосударственных правоохранительных органов в существенной степени расходятся, так как, в силу своих полномочий, первые просто не имеют возможности исполнять определенные действия. Негосударственными структурами, которые обладают особыми функциональными возможностями являются, например, нотариат и адвокатура.
Государственные структуры
Свою деятельность негосударственные правоохранительные органы осуществляют в тесном взаимодействии с государственными службами. К числу тех структур, которые относятся законом к таковым, в первую очередь, принадлежат полиция и прокуратура. Данные структуры обязаны следить за соблюдением законности в отведенном регионе, а также предотвращать преступность всеми законными методами.
Кроме полиции и прокуратуры, к группе государственных органов относят службы внутренней внешней разведки, а также таможенные органы. Кроме этого, нормативными актами определяются федеральные и региональные комиссии, комитеты, деятельность которых финансируется за счет государства, а также уголовно-исполнительные учреждения.
Адвокатура и нотариат, по большей части, относятся к негосударственным органам. Правоохранительная деятельность ими ведется, как правило, на частной основе, однако в некоторых регионах все же еще функционируют государственные нотариусы и адвокаты. Как правило, они находятся при конкретных государственных учреждениях, в частности, при судах.
Государственные и негосударственные правоохранительные органы выполняют сродные функции. Вся деятельность, которую проводят их представители, направлена на достижение единой цели — обеспечение правопорядка в стране.
Перечень негосударственных структур
Список функционирующих в РФ негосударственных правоохранительных органов относительно небольшой. Все права и обязанности представителей упомянутых ниже структур прописаны в законодательных актах, которые полностью регламентируют их деятельность.
В списке негосударственных правоохранительных органов, как уже упоминалось выше, находятся адвокатура и нотариат. Безусловно, в России есть и государственные нотариусы, однако их наличие — это, скорее, исключение из правил, так как преобладающее их большинство относится к группе частных. Наряду с нотариусами в группе негосударственных правоохранительных органов также функционируют адвокаты и детективные службы, а также охранные агентства частного типа. В одном ряду с ними стоят народные дружины, а также органы юридической помощи.
В России активно функционируют третейские, а также товарищеские суды, которые также относятся к числу негосударственных правоохранительных органов. Практика показывает, что данные структуры не особо пользуются популярностью среди тех, чьи права и законные интересы могут нарушаться, однако указанные органы имеют место быть. Следует отметить, что данные структуры напрямую относятся к категории органов судейского сообщества, которые функционируют с целью защиты прав людей.
Вместе со всеми вышеперечисленными, к числу негосударственных правоохранительных органов относятся и различные комиссии, которые создаются для рассмотрения различных юридических вопросов. В РФ в настоящее время активно функционируют наблюдательные комиссии, административные, которые создаются при органах местного самоуправления, а также те, которые занимаются защитой законных интересов и прав несовершеннолетних лиц.
Итак, рассмотрим далее каждый представленный выше орган, с указанием его особенностей, а также полномочий.
Судейское сообщество
К судейскому сообществу относятся несколько видов негосударственных правоохранительных органов, которые выполняют защитную функцию. В их числе выступают общие собрания судов, которые могут создаваться при учреждениях различных инстанций. Отдельное внимание в данной группе правоохранительных органов следует уделить Совету судей России и Всероссийскому съезду судей. Данные органы ведут активную правозащитную деятельность, причем состоят они исключительно из высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, имеющих огромный опыт и большой стаж практики.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ также входит в структуру рассматриваемого негосударственного правоохранительного органа. Данный элемент также является очень важными в правозащитной деятельности, так как лица, которые составляют Высшую коллегию, являются большими профессионалами в своем деле, а также очень часто занимаются толкованием нормативных актов, по которым впоследствии осуществляется правозащитная деятельность.
Отдельное внимание в данной структуре следует уделить упомянутым ранее третейским судам. Данные органы могут быть созданы исключительно в соответствии с Законом «О третейских судах». Следует отметить, что данный орган действует на постоянной основе, он представляет собой отельное лицо, которое является специалистом в вопросе, относительно которого возникает спорная ситуация. На постоянной основе суды такого типа создаются торговыми палатами, предпринимателями в различной сфере, группами специалистов в определенных областях, а также некоторыми потребителями. Среди простого населения практика обращения в суды подобного типа не развита, так как их деятельность больше направлена на урегулирование вопросов в какой-либо конкретной отрасли хозяйствования или предпринимательства. Некоторые федеральные органы власти также образуют при своих структурах третейские суды. В таком случае о его создании должно быть составлено и подписано специальное положение, в котором обязательно прописываются все особенности деятельности органа.
Что касается товарищеских судов, то деятельность данного органа не регламентируется ни одним современным нормативным актом — собственно, в этом и заключается его особенность. Что касается задач и особенностей ведения деятельности, то данные положения предписаны в Положении о рабочих дисциплинарных товарищеских судах, которое было создано еще во времена существования РСФСР. Образовываются такие органы при отделениях профсоюзов, которые функционируют на отдельных предприятиях. На заседаниях такого органа решаются вопросы относительно ситуаций, касательных работников, ведущих свою трудовую деятельность на данном предприятии.
Все негосударственные правоохранительные органы из списка, представленного выше, имеют перед собой определенный ряд задач. В частности, они заключаются в совершенствовании судебной системы во вех отраслях, а также содействии защите законных интересов и прав как самих судей, так и остальных категорий лиц. Представители данных органов занимаются способствованием в обеспечении кадрами и ресурсами судебных органов, а также строго следят за соблюдением судейской этики профессиональными работниками судов, осуществляющими правосудие в России.
Адвокатура
Адвокатура — это добровольное объединение граждан государства, которые на профессиональной основе осуществляют правозащитную и правоохранительную деятельность. Ее ведение заключается в том, что адвокаты, которые признаны таковыми в установленном законом порядке, занимаются ведением предварительного следствия по тем делам, в которых одной из сторон являются подзащитные, а также предоставляют компетентную правовую защиту в процессе предварительного следствия. В делах, которые ведутся в порядке гражданского судопроизводства, адвокаты имеют право выступать в качестве представителей сторон.
Вся деятельность, которая осуществляется адвокатами, должна производиться исключительно в строгом соответствии с положениями Закона РФ «Об адвокатуре» Следует отметить, что на основании данного нормативного акта представители общества адвокатуры обязаны оказывать профессиональную правовую помощь населению касательно решения всех вопросов. А также предоставлять консультации.
Следует отметить то, что представители адвокатуры очень часто, действуя в интересах своих клиентов, подают ходатайства и жалобы на действия некоторых государственных правоохранительных органов, тем самым корректируя их работу и устраняя ошибки, которые могут быть допущены по рассматриваемому делу.
Нотариат
Негосударственным правоохранительным органом является и нотариат. Особенность данной структуры заключается в том, что ее представители занимаются деятельностью, связанной с подтверждением законности сделок и иных юридических процедур. Что касается нормативного регулирования деятельности Палат нотариата, то это производится на основании Закона «О нотариате».
Что касается особенностей деятельности нотариусов, то она заключается не только в удостоверении сделок. Частные нотариусы также занимаются выдачей свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество. Кроме этого, в область деятельности нотариусов входит выдача удостоверений о факте нахождения лица в живых или о признании его умершим, о тождественности конкретного гражданина с лицом, которое изображено на фото, о времени предъявления документов и т. п. Нотариусы также имеют возможность принимать документы на хранение, а также депозиты в виде материальных ценностей и бумаг.
Занимаясь осуществлением своей профессиональной деятельности, нотариусы осуществляют непосредственную защиту законных интересов и прав лиц, которые являются сторонами заключаемых соглашений. Кроме этого, представители нотариата также осуществляют защиту интересов целых организация и предприятий.
Что касается прав нотариуса, то он может составлять проекты сделок, а также некоторых документов, создавать копи документов, а также производить официальные выписки из них. Что касается прав нотариусов, которые могут осуществляться ими в отношении юридических и физических лиц, то представители данной структуры могут затребовать у них документы, а также некоторые сведения, которые нужны для ведения их профессиональной деятельности.
Детективные и охранные агентства
Эта группа негосударственных правоохранительных органов РФ имеет особое значение в юридической практике. Вся особенность их работы состоит в том, что представители указанных структур ведут охранную деятельность на частной основе, по специальным договорам.
В современной практике встречаются несколько видов организаций рассматриваемого типа. Наиболее часто среди них встречаются объединения частных детективных предприятий и ассоциации охранных организаций. Кроме этого, представители данной системы правоохранительных органов зачастую функционируют в виде обособленных организаций. Отдельное внимание в данной группе следует уделить образовательным учреждениям, которые занимаются профессиональной подготовкой специалистов для данной структуры. Все они функционируют на частной основе.
Для осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны или частного сыска специалист обязательно должен иметь лицензию. Законодатель отмечает, что такие лицензии не могут быть выданы лицам, которые страдают психическими заболеваниями, а также различными зависимостями. Данная лицензия выдается на пять лет. За месяц до истечения назначенного срока сыщик или охранник, при желании продолжать заниматься прежней деятельностью, обязан подать ходатайство об ее продлении. Для того, чтобы лицо, имеющее лицензию на ведение охранной деятельности, могло выполнять свои обязанности, оно должно заключить временный контракт с предприятием или организацией. В случае с частными детективами это могут быть отдельные лица.
Что касается обязанностей, то частные охранники должны обеспечивать сохранность имущества, материальных ценностей на предприятии, с которым они заключили контракт. Также в число их обязанностей входит и поддержание надлежащего порядка по месту осуществления своей деятельности. В некоторых случаях на представителей данной группы негосударственных правоохранительных органов, выполняющих правоохранительную деятельность в отношении частных лиц возлагается обязанность оберегать жизнь и здоровье конкретных личностей.
На лиц, которые являются представителями рассматриваемой группы негосударственных органов, не распространяются многие привилегии, которыми могут пользоваться государственные служащие. В частности, они не имеют права производить допросы или личные досмотры, требовать у третьих лиц какие-либо объяснения в отношении конкретной ситуации, досматривать транспортные средства, проникать в жилые или частные помещения и т. п. Кроме всего этого, частные охранники и детективы не имеют права совмещать свою деятельность с государственной службой — работа, на которую дает им право полученная лицензия и заключенный с клиентом договор, должна быть основной.
Судебно-экспертные учреждения
Следует отметить, что в систему негосударственных правоохранительных органов входят и судебно-экспертные учреждения, которые функционируют на частной основе. Практика показывает, что их деятельность является очень важной для ведения правозащитной и правоприменительной деятельности, так как она зачастую позволяет установить истинный ход событий, которые являются предметом рассмотрения в судебном разбирательстве.
Функции негосударственного правоохранительного органа данного вида, в основном, сводятся к проведению различных исследований в различных областях. По результатам проведенной работы специалист обязан составить акт, в котором будет отражен весь ход операций, а также полученный результат. На деле данное заключение является источником доказательств, который имеет весомое значение при рассмотрении дела любого характера.
Не секрет, что судебно-экспертные учреждения могут существовать как государственные и негосударственные правоохранительные органы. Следует отметить, что те организации специалистов, которые ведут свою деятельность на частной основе, пользуются гораздо большим спросом, нежели те, что работают под началом государства. В чем секрет? Прежде всего, он состоит в более высокой квалификации специалистов, работающих в учреждениях, созданных на частной основе. Данные лица, как правило, имеют узкую специализацию и являются наиболее компетентными в рассматриваемых вопросах.
Что касается рассматриваемых материалов, то, как правило, специалисты частных экспертных организаций занимаются рассмотрением материалов по арбитражным и гражданским делам.
Для осуществления экспертной деятельности лицо обязано иметь лицензию, которая позволяет ему заниматься соответствующей работой, а также образование и опыт в определенной сфере.
Органы по защите прав потребителей
Отдельное место среди видов государственных и негосударственных правоохранительных органов занимают и те организации, которые занимаются защитой прав потребителей. Это негосударственные организации, которые, чаще всего, создаются на уровне местного самоуправления. Они функционируют наряду с теми органами, которые создаются на государственном уровне (например, Роспотребнадзор), а также имеют функции, схожие с теми, которые выполняют ранее упомянутые образования. Однако на деле финансирование их работы производится не из средств бюджета, а исключительно из собственных фондов.
Ярким примером таких организаций являются общественные органы, которые создаются для проведения контрольных действий в определенной потребительской сфере. На деле такие организации имеют особые права и полномочия, которые заключаются в возможности проведения надзорных функций, а также контроля. В пределах своих полномочий они также имеют право разрабатывать и вносить новые требования относительно качества продукции и уровня предоставления услуг. Представители данных органов имеют право на проведение экспертиз независимого характера, а также осуществлять проверку фактических качеств продукции, предложенной продавцами тем, которые заявлены в инструкции по ее изготовлению. Представители таких негосударственных правоохранительных органов нередко выступают в судах в роли защитников прав гражданской стороны, в качестве которой могут выступать как отдельные лица, так и целые их группы.
Практика показывает, что правозащитная деятельность данными специалистами осуществляется вполне добросовестно, так как они заинтересованы в качестве выполненной ими работы. Возможно, именно поэтому услуги общественных организаций, которые представляют собой негосударственные органы по защите прав потребителей, пользуются огромной популярностью по всей России.
Негосударственные комиссии
Для обеспечения контроля за действиями в определенных сферах, а также оказания правовой помощи по отдельным вопросам могут создаваться отдельные комиссии, в состав которых входят специалисты отдельных сфер, в том числе, и правовой. В современной практике, судя по количеству обращений, большой популярностью среди гражданского населения и юридических лиц пользуются комиссии и комитеты по защите детей, а также те, которые занимаются защитой прав акционеров. Следует отметить, что члены данных организаций могут выступать в качестве представителей в суде.
Рассматриваемые организации относятся к категории саморегулируемых. Именно на основании этого они имеют право вводить определенные санкции в отношении нарушителей норм, относящихся к сфере ведения данных лиц, но только в таком виде, которые предусмотрены уставом структуры. В случае поступления жалобы в комиссию, содержание которой будет касаться непосредственно вопроса, относимого к ее ведению, члены организации обязаны передать ее на рассмотрение в правоохранительные органы для принятия более ужесточенных мер.
Народные дружины
Рассматривая вопрос, связанный с тем, какие существуют негосударственные правоохранительные органы, ведущие активную защитную и охранную деятельность, следует обязательно упомянуть о народных дружинах. Данные структуры действуют исключительно на правах членства, на добровольных основаниях. Представители данной структуры принимают активное участие в обеспечении охраны общественного порядка как во время проведения городских мероприятий, так и в обычные дни. Данная структура самым активным образом взаимодействует с представителями других силовых структур, которые относятся к категории государственных, в частности, с полицией и прокуратурой. Кроме этого, группы, созданные в виде народных дружин, постоянно поддерживают тесную связь с органами местного самоуправления, а также с иными представительствами государственной власти.
Дружинником признаются граждане страны, которые изъявляют активное желание принимать участие в обеспечении порядка в населенном пункте, а также состоять в числе членов организации.
Отдельное внимание необходимо уделить тому, что наряду с дружинниками с полицией тесно взаимодействуют и внештатные сотрудники, которые привлекаются для решения определенных вопросов по делам.
Какие функции могут выполнять рассматриваемые лица? В первую очередь, к их числу относятся действия по поиску лиц, которые пропали без вести, а также по обеспечению общественного порядка. В некоторых ситуациях группы дружинников устанавливаются для охраны муниципальных учреждений.
Следует отметить то, что любая деятельность, которая ведется дружинниками или внештатными сотрудниками органов внутренних дел, должна проводиться исключительно под ведомом сотрудников полиции, но не всегда при их присутствии. Законодательством запрещено использовать лиц, которые являются членами дружинных организаций, для обеспечения правопорядка в тех ситуациях, которые являются заведомо опасными, а также тогда, когда необходимо использование оружия или мер государственного принуждения — данные представители такими правами не обладают. Применение физической силы ими возможно исключительно в том случае, когда в отношении дружинника или окружающих лиц возникает внезапная опасность жизни или здоровья.
fb.ru
II. Общие сведения об основных понятиях курса «Правоохранительные органы».
Понятие правоохранительных органов:
Правоохранительные органы — система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.
Виды правоохранительных органов:
1. Органы, относящиеся к судебной власти
а) Верховный суд РФ
б) Высший арбитражный суд РФ
в) Конституционный суд РФ
г) Нижестоящие суды
2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.
а) Министерство внутренних дел
б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)
в) Министерство юстиции РФ
г) Федеральная служба охраны (ФСО)
д) другие
3. Прокуратура РФ
4. Органы юридической помощи.
Задачи правоохранительных органов:
1. Конституционный контроль
2. Поддержание режима законности и конституционной законности
3. Защита прав человека
4. Охрана общественного порядка
5. Обеспечение безопасности
6. Недопущение осуществления противоправных деяний
Понятие правоохранительной деятельности:
Правоохранительная деятельность — деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.
Виды правоохранительной деятельности:
1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений
2. Осуществление правосудия
3. Обеспечение деятельности судов
4. Правоохранительная деятельность
5. Оперативная деятельность
6. Прокурорский надзор
7. Правозащитная деятельность
Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности
Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности — это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.
К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права:
1. Конституция РФ — нормативный правовой акт высшей юридической силы.
2. Федеральные конституционные законы — нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции.
3. Федеральные законы — нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ
4. Конституции и уставы субъектов РФ — нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.
5. Подзаконные нормативные акты — нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой.
К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты:
— Указы и распоряжения Президента РФ.
— Постановления и распоряжения Правительства РФ.
— Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.)
— Постановления и заключения Конституционного суда РФ.
— Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
Следующие статьи:
allstatepravo.ru